• Правила игры в ута-каруту

    Ниже описаны подробные правила кёги-каруты — спортивной каруты (競技かるた - Kyogi Karuta). Эта версия игры наиболее строгая и сложная, однако именно она используется во всех официальных соревнованиях, в том числе и на присуждение спортивных разрядов (кю и данов), в нее же играют герои аниме Яркая Чихая. Помимо деления на кю и даны в каруте есть и более крупное деление по уровню игры на классы, которое нехарактерно для традиционных японских спортивных игр. Поэтому приведем его здесь:

    • A-класс — 4-е даны и выше.
    • B-класс — 2-й и 3-й даны.
    • C-класс — 1й дан.
    • D-класс — старшие кю.
    • E-класс — младшие кю.

    Текст далее является переводом английской версии правил, взятых на сайте: http://karuta.game.coocan.jp/download.html Все термины впервые встречающиеся в тексте выделены жирным и снабжены пояснениями, крайне полезно будет запомнить их, т.к. часто они используются в дальнейших объяснениях особенностей правил. (Курсивом в скобках будут даваться примечания переводчика и редактора).

    Содержание

    Предисловие

    1. Правила кёги-каруты

    I. Подготовка к игре

    II. Ход игры

    III. Фолы (отэцуки)

    2. Правила посадки и взятия карт

    3. Как запомнить карты
    4. Хорошие манеры
    5. Правила поведения для зрителей
    6. Словарик
    7. Список поэм в порядке кимари-дзи
    8. Список поэм в порядке симо-но-ку

    Предисловие (данная часть существенно отличается в разных языковых версиях брошюры)

    Эта брошюра предназначена для начинающих игроков в кёги-каруту и для тех, кто услышал об этой игре впервые. В ней представлены основные правила спортивной каруты.

    Кёги-карута — это игра один на один, в которой используются 100 карт торифуды (игровых карт, которые выхватывают) с написанными на них стихами сборника Огура Хякунин Иссю.

    Цель игры — избавиться от карт на своей территории быстрее противника. Побеждает тот игрок, на чьей территории не остается карт.

    На взятие карт профессиональные игроки должны тратить не более 0,01 секунды, и потому кёги-каруту иногда называют “битвой на татами”. Несмотря на это, в нее могут играть абсолютно все — мужчины и женщины, взрослые и дети.

    (скорее всего, 0,01 секунды — это опечатка или умышленное приукрашивание, гораздо более реалистичная цифра — 0,1 секунды).

    1. Правила кёги-каруты

    I . Подготовка к игре

    Поклон перед началом игры

    1. Сядьте друг напротив друга с двух сторон от карт. Поклонитесь и произнесите «Йоросику онегаи симасу», что означает «Хорошей игры».

    2. Перемешивание карт

    2. Положите все 100 карт на татами рубашкой вверх и хорошо перемешайте обеими руками. Затем каждый игрок должен выбрать по 25 карт, при этом смотреть на их лицевую сторону запрещено.

     

    Раскладывание карт

    3. Переверните мотифуда (свою часть карт) и разложите их на татами перед собой в три ряда (три карты временно кладут в центр, чтобы с их помощью выравнять остальные).

    4. Запоминание карт

    4. В течение 15 минут постарайтесь запомнить расположение своих карт и карт противника. По истечении 13 минут игроки могут потренироваться дотягиваться до карт, однако дотрагиваться до них запрещено.

     

    5. Второй поклон перед игрой

    5. Поклонитесь друг другу со словами “Йоросику онегаи симасу”, затем поклонитесь чтецу (при поклоне сначала повернитесь всем телом к противнику, затем всем телом к чтецу).

    Схема размещения карт на игровом поле:

    Расположение карт на поле

    (Вы можете выкладывать карты практически как угодно, но хотя бы по одной карте в каждом ряду как слева, так и справа должны быть, кроме того, нельзя класть карты в нижний ряд прямо перед собой на «свободное место»)

     II. Ход игры

    Зачитывание карты1. Чтец зачитывает поэму, которая не входит в Огура Хякунин Иссю. Эта поэма называется йока, т.е. введение к игре. Затем чтец повторяет вторую половину йока и после секундной паузы начинает читать первую половину поэмы со взятой случайным образом ёмифуды.

     

     

    2. Если дефуда (соответствующая зачитываемой карта) находится на одной из территорий, игроки стараются как можно быстрее ее захватить. Карту можно взять двумя способами: либо дотронуться до верной карты, либо выбить ее вместе с соседними картами с игровой территории. Если же нужной карты нет на территории, следует дождаться зачитывания следующей карты. (50 карт, которые не используются в конкретной игре, называются карафуда)

    Нахождение карты

    Нахождение карты...

    Захват карт

    ...и захват карты

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    3. Игрок, взявший карту, кладет ее рядом с собой рубашкой вниз. Если карта находилась на его территории, количество карт на ней уменьшается на одну. Если же карта находилась на территории противника, игрок отдает тому любую карту со своей территории, а противник, в свою очередь, выбирает, в какой ряд ее положить. Таким образом, число карт противника остается неизменным.

     

    4. Следующая карта будет зачитана после того, как все сместившиеся с территории карты будут положены на место. Игрок, поправляющий карты на поле, должен держать поднятой руку, давая чтецу знак подождать.

    Когда игроки готовы продолжать, чтец зачитывает вторую половину предшествующей поэмы и затем, после секундной паузы, — первую половину новой поэмы.

    Пока рука поднята, чтец будет вас ждать и не начнет новую карту.

    Пока рука поднята, чтец будет вас ждать и не начнет новую карту.

     

     

     

     

     

    5. Шаги 2-4 повторяются до тех пор, пока на дзин (территории) одного из игроков не останется карт, после чего этот игрок объявляется победителем. Затем противники вновь кланяются друг другу и затем чтецу. После этого игра считается оконченной.

    Примечание: победителем не обязательно становится игрок, взявший больше карт, чем противник. Если игрок совершает большое число фолов (см. ниже), то, даже взяв много карт, он может проиграть.

    Не забудьте про поклон после игры!

    Не забудьте про поклон после игры!

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    III. Фолы (отэцуки)

    Если игрок дотрагивается до карты, которая находится не на той территории, на которой лежит зачитываемая карта, это считается фолом (отэцуки). В качестве штрафа игрок получает одну карту с территории противника.

    Если игрок берет карту не той рукой, которую он использует для игры, это считается не фолом, а негрубым нарушением. Карта считается взятой противником.

    Более подробное описание фолов можно найти в словарике.

    9 Responses to Правила игры в ута-каруту

    1. Yaroslavna
      28.03.2017 at 23:53

      Извените, в игре используются (в общей сумме) 50 карт, что делают с остальными? Что будет если чтец зачитает кадру когорую не используют в данной игре( и возможно ли такое?)

      • Gs13
        11.12.2017 at 04:12

        Эти карты считаются «мертвыми». На них игроки не должны реагировать. Если игрок коснулся похожей карты при чтении мертвой, это ошибка.

    2. Татьяна
      31.08.2016 at 12:06

      скажите пожалуста а можноли сделать карты своими руками

    3. Анастасия Живодрова
      16.09.2014 at 16:24

      Скажите, из чего должны быть сделаны карточки?

      • 17.09.2014 at 00:39

        Основание карты из плотного картона. Изображение печатается (ранее их рисовали вручную) на плотной бумаге и наклеивается на картон, рубашка делается из той же бумаги, клеится на тыльную сторону и оборачивает края, немного заходя на лицевую сторону и образуя характерную рамку. Но так делают только самые качественные колоды, используемые на соренованиях и тренировках. Обычые же колоды из самого простого картона — края у них не обернуты и поэтому они весьма недолговечны, подходят только для новичков.

    4. Артем
      07.08.2014 at 10:01

      Какие размеры карты торифуды?

      • 07.08.2014 at 10:07

        Примерно 52 на 76 мм — это у учебной колоды. Примерно, потому что у разных колод карты бывают чуть больше или чуть меньше, но буквально на 2-3 мм. Толщина карты — около 1,5-2 мм. Ёмифуда, кстати, абсолютно такого же форм фактора.

    5. Виола
      07.12.2013 at 00:51

      Прошу объяснить как читаются карточки еще раз)) Сначала читается первая часть, а следующая случайная?

      • 11.12.2013 at 07:47

        Смотрите: одна карта ёмифуды (которую читают) — это один полный стих, одна карта торифуды (которую выхватывают) — это окончание стиха. Чтец берет случайную ёмифуду и читает стих до того места, где он продолжается на карте торифуды. Игроки, соответственно, слыша только начало стиха, должны найти перед собой карту с окончанием. После того как им это удалось, чтец зачитывает карту торифуды полностью, чтобы все могли проверить правильную ли карту они нашли. Потом он делает небольшую паузу, достает новую ёмифуду и всё повторяется. И так пока не будут зачитаны все 100 стихов.

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.