• Кой-кой

    Правила игры в кой-кой

    Число игроков: 2
    Колода: ханафуда (используются все 48 карт)
    Продолжительность: 3, 6 или 12 раздач
    Цель игры: собрать комбинации быстрее противника и набрать как можно больше очков

    Правила игры в кой-кой для печати (pdf — 4,6 Mb)

    Содержание:

    1. Подготовка к игре
    2. Процесс игры
    3. Цель игры
    4. Удвоения
    5. Комбинации
    6. Видео-лекция по игре в кой-кой

    1. Подготовка к игре

    Перед началом раздачи карты тщательно тасуют и определяют дилера по старшинству месяца случайно вытянутой карты каждым из игроков. Дилер начинает сдавать взакрытую сверху колоды: 4 карты противнику, 4 себе и 4 карты в открытую на стол. Потом еще раз 4 оппоненту, 4 себе и 4 на стол. Колода остается лежать взакрытую сбоку от карт стола. Закрытые карты игроков образуют их стартовые руки.

    2. Процесс игры

    Игроки ходят по очереди. Пропуск хода не допускается. По правилам правом первого хода обладает дилер. В последующих раздачах первым ходит выигравший раздачу, или же игроки ходят первыми по очереди – смотря какие правила были оговорены перед игрой.

    Ход состоит из двух похожих фаз:

    • В первой фазе игрок находит у себя в руке карту, масть которой совпадает с мастью одной из карт стола, и кроет последнюю своей картой. Если на столе нет совпадений (или не осталось ни одной карты стола) игрок обязан сделать ход, но в этом случае он кладет любую свою карту в открытую, после чего она становится картой стола и может быть взята любым игроком в дальнейшем. Если на столе лежит две карты одинаковой масти, игрок вправе выбрать, какую из них он будет брать. В случае, когда на столе с раздачи три карты одной масти и игрок выкладывает четвертую, он забирает себе всю масть целиком. Обратите внимание: игрок не обязан выкладывать совпадающие карты, даже если он имеет таковые.
    • Вторая фаза хода идентична первой. Отличие в том, что игрок не выбирает карту из руки, а открывает верхнюю карту с колоды.

    В конце хода игрок забирает все совпадения себе и кладет их в открытую — это открытая часть руки игрока. Эти карты более не используются в текущей раздаче.

    3. Цель игры

    Цель игры – собрать в открытой части руки одну или несколько комбинаций с максимальной суммарной стоимостью. Карты в закрытой части руки при этом не учитываются.

    Игрок, который собрал комбинацию, вправе решить: закончить ему раздачу, объявив победу (агари), или продолжить раздачу, сказав: «Кой-кой!» В первом случае игрок получает очки за свою комбинацию. Во втором случае раздача продолжается обычным образом, однако теперь игрок, сказавший «Кой-кой!», не вправе остановить раздачу до тех пор, пока он не соберет новую комбинацию, не улучшит имеющуюся или пока его противник не объявит победу. Если карты на руках у обоих игроков закончатся до того, как один из них объявит победу, раздача будет считаться завершенной вничью и никто не получит очков, вне зависимости от комбинаций на руках.

    В конце игры суммируются очки, набранные каждым из игроков во всех раздачах — побеждает тот, кто имеет большее количество очков.

    4. Удвоения

    В кой-кое существует ряд ситуаций, когда очки, набранные в текущей раздаче, удваиваются:

    • игрок получил 7 или более очков,
    • игрок выиграл после объявления кой-коя,
    • игрок выиграл после объявления кой-коя противником.

    Обычно играют без удвоений или только с удвоением за 7+ очков. Если же договорились играть со всеми удвоениями, следует помнить, что два удвоения у одного игрока эквивалентны увеличению количества очков за собранные комбинации в 4 раза, три удвоения — в 8 раз, и т.д.

    5. Комбинации

    Стоимость комбинаций определяется сложностью и риском их сбора. Комбинации основаны на изображенных на картах лентах, животных и т.д. Стоимости комбинаций иногда могут незначительно меняться, в особенности, если используются удвоения. Ниже приведена полная таблица комбинаций в кой-кое, которая чаще всего используется для игры с единственным удвоением за 7 и более очков.

    +1 в стоимости означает, что получение каждой новой карты к комбинации обновляет ее и увеличивает стоимость собранной комбинации на одно очко.

    Комбинация Стоимость Условия и особенности
    Пример
    тенхо (победа на сданной руке) 6 очков
    Сданная рука содержит 4 карты одной масти или 4 пары. Объявляется на первом ходу. Раздача при этом заканчивается. Не будет засчитано, если не было объявлено.
    двойное тенхо (победа на сданной руке) 14 очков Сданная рука содержит две полных масти. Объявляется на первом ходу. Раздача при этом заканчивается. Не будет засчитано, если не было объявлено.
    касу (все простые) 1 очко (+1 за каждую следующую простую) 10 простых карт без лент, животных и пр. Карта «саке» может засчитываться как простая или увеличивать стоимость уже собранного касу, несмотря на участие в образовании других комбинаций.
    танэ (животные) 1 очко (+1 за каждое следующее животное) 5 любых карт с животными. Карта «саке» является картой животного. Комбинация сочетается с ино-шико-чоу.
    танзаку (ленты) 1 очко (+1 за каждую следующую ленту) 5 любых карт с лентами. Сочетается с аотаном и акатаном.
    ино-шико-чоу (кабан-олень-бабочка) 5 очков (+1 за карту любого животного — по уговору) 3 уникальные карты с изображением кабана, оленя и бабочек. Сочетается с танэ.
    акатан (поэтические ленты) 5 очков (+1 за любую карту с лентой — по уговору) 3 уникальные карты с изображениями красных лент с надписями. Сочетается с танзаку и аотаном.
    аотан (синие ленты) 5 очков (+1 за любую карту с лентой — по уговору) 3 уникальные карты с изображениями синих лент. Сочетается с танзаку и акатаном.
    тсукими (саке под луной) 5 очков 2 уникальные карты: «саке» и «луна». Сочетается с ханами.
    ханами (саке под сакурой) 5 очков  2 уникальные карты: «саке» и «сакура». Сочетается с тсукими.
    санко (три ярких) 5 очков 3 из 4 ярких карт.
    аме шико (санко и «человек под дождем») 7 очков 3 из 4 ярких карт и карта «человек под дождем». Не сочетается с санко.
    шико (четыре ярких) 8 очков Все 4 яркие карты. Не сочетается с санко или аме шико.
    гоку (все благородные карты) 10 очков Все 4 яркие карты и карта «человек под дождем». Не сочетается с санко, аме шико и шико.

    Примечание: комбинации «тсукими» и «ханами» являются договорными, их наличие оговаривают в начале игры. Также с этими комбинациями связан ряд других дополнительных договорных правил:

    • Очки за тсукими и ханами «сгорают», если игрок получает в открытую часть руки карту человека под дождем.
    • Тсукими и ханами стоят по 3 очка вместо 5.
    • Тсукими и ханами не сочетается с гоку, шико, аме шико и с санко.

    6. Группы карт

    Для успешной игры в кой-кой будет полезно запомнить количество и расположение лент, животных и благородных карт в мастях колоды:

    Благородные:

    Животные:

    Ленты:

    Все прочие карты считаются простыми. Единственное исключение — карта «саке»:  хоть по умолчанию она и является картой животного, она также одновременно засчитывается и как простая.

    7. Видео-лекция по игре в кой-кой

    21 Responses to Кой-кой

    1. Андрей
      17.08.2014 at 15:30

      Подскажите, пожалуйста,

      если у одного из игроков закончились карты, а у второго они ещё есть, игра продолжается? Первый в этом случае пропускает 1ю фазу хода — использует только карты из колоды?

      • 17.08.2014 at 18:04

        Если у одного игрока карты закончились, то у другого (не дилера) осталась ровно одна карта. Так будет всегда, потому что игроки ходят по очереди, не пропуская ходов и имеют в начале равное количество карт, а дилер ходит всегда первым. Соответственно, если в свой последний ход дилер не собрал комбинации или не получил улучшения, то другой игрок делает свой последний ход, после чего раздача заканчивается либо победой не дилера, либо ничьей. Оставшаяся часть карт колоды так и остается неиспользованной.

        • Андрей
          18.08.2014 at 12:51

          «Если у одного игрока карты закончились, то у другого (не дилера) осталась ровно одна карта.»

          Насчет первой фазы хода — я согласен, оба игрока ходят одинаковым количеством карт из рук — по одной.

          Но разве не может быть ситуации, когда у дилера во второй фазе хода не нашлось совпадений — он оставляет карту из колоды на столе, и количество карт на его руках во второй фазе хода не изменилось(всего за ход из рук у него ушла одна карта). После него второй игрок во второй фазе своего хода получает карту, совпадающую по масти с одной из карт в своей руке — в итоге у него на руках остается на одну карту меньше (всего за ход у него ушло две карты).

          В итоге, если перед этим ходом количество карт у них было равно двум, то после данного хода у дилера на руках остается одна карта, а у второго игрока карт нет.

          Если я ошибаюсь в этом примере, хотелось бы узнать — где именно?

          • 18.08.2014 at 13:03

            Я имел в виду только закрытую часть руки. У двух игроков по 8 карт вначале, они ходят строго по очереди, всегда выкладывая ровно 1 карту на стол, когда у того, кто ходил первым карты закончатся, у другого останется ровно 1 карта. По-другому просто не может быть. Количество карт в открытой части руки при этом значения не имеет, т.к. они просто лежат, их нельзя использовать для хода, но, конечно, количество этих карт может сильно различаться у игроков.

    2. Андрей
      30.07.2014 at 11:24

      Почему нет комбинации Akatan, Aotan no Chōfuku (3 карты с лентами с надписями и 3 карты с синими лентами)? На сайте www.nintendo.co.jp/n09/hana-kabu_games/ и в Википедии такая комбинация есть.

      • 30.07.2014 at 11:28

        Но они есть в статье в таблице! Или я не до конца понял вас?

        • Андрей
          30.07.2014 at 12:04

          Если рассматривать эту комбинацию как сочетание «акатан» и «аотан», то всё правильно — возможно, «Akatan, Aotan no Chōfuku» вынесли в отдельную комбинацию, чтобы указать, что дополнительные карты с лентами приносят в этом случае +1. Термин «Сочетается» мне кажется, не вполне удачным: например, «аотан сочетается с танзаку» — означает ли это что при комбинации 3 синих лент и 5 других лент я получу только 5+1 очков? А как быть с уговором, что при «аотан» каждая дополнительная лента приносит +1?

          • Андрей
            30.07.2014 at 12:57

            Исправлю свой вопрос:

            «например, «аотан сочетается с танзаку» — означает ли это что при комбинации 3 синих лент и 2х других лент я получу только 5+1 очков? А как быть с уговором, что при «аотан» каждая дополнительная лента приносит +1?»

          • 30.07.2014 at 13:28

            Подобных нюансов в японских играх весьма много и однозначно верного разрешения всех возможных ситуаций нет.

            В конкретном случае я бы предложил следующее правило для подсчета: одна карта может участвовать только в одной комбинации, а стоимость всегда считается максимально возможная. Пример:

            1. у нас акатан и две голубые ленты — это 5+2 = 7 очков. Танзаку тут нет, т.к. для него необходимо 5 карт, но у нас всего их 5 из которых 3 уже участвуют в построении акатана, который оценивается выше. Бонусные карты идут плюсом к акатану, соответственно.

            2. Пришла еще одна синяя лента — это уже акатан+аотан 5+5 = 10 очков. Танзаку здесь опять же дешевле и его не считаем, но и бонусные тут карты исчезли, т.к. теперь все 6 карт участвуют в построении двух независимых комбинаций.

            3. Пришла еще одна лента — это уже 10+1 = 11 очков. Мы считаем бонусную карту лишь один раз, т.к. карта может участвовать лишь в одной комбинации и если бы мы ее учитывали дважды, то и ранее должны были считать по-другому.

            Допускать взаимопересечение комбинаций (двойной учет всех или некоторых карт) — плохая идея, во-первых, логика нарушается и подсчета сильно усложняется, во-вторых, стоимость комбинаций может стать неубедительно высокой, что в свою очередь приведет к разбалансировке правил, особенно с учетом возможности удвоений.

            Другой возможный путь — выделение отдельной комбинации с лимитированной стоимостью. Это упрощает правила, что важно для детей. Но мне кажется это излишним, т.к. в кой-кое логика подсчета достаточно простая и пример, который приведен выше, встречается практически во всех симуляторах игры. В некоторых симуляторах, однако, нет +1 к аотану и акатану, но зато эти комбинации всегда складываются с танзаку, что дает еще более сбалансированный подсчет, но уже лишенный единой логики. Для примера выше, будем иметь соответственно:

            1. акатан + 2 голубые = танзаку (1) + акатан (5) = 6 очков,

            2. акатан + аотан = 10 очков + (танзаку + 1) = 12 очков,

            3. акатан + аотан + лента = 10 очков + (танзаку + 2) = 13 очков.

            12 очков за аотан+акатан, конечно, более справедливая цена, чем 10, т.к. в 10 оценивается гоку, но в нем 5 уникальных карт, тогда как в аотан+акатан их уже 6 и собрать подобное намного сложнее.

            Честно говоря, нюансы правил вряд-ли можно считать сколь-либо значительными из-за их слишком редкой встречаемости и потому малого влияния на исход подавляющего большинства партий. Серьезные рассуждения о более точном способе подсчета также лишены смысла, т.к. кой-кой не является серьезной соревновательной дисциплиной, а в в случае всё-таки проведения турнира по игре — всё легко решается грамотно составленным регламентом и адекватным судейством.

            • Андрей
              30.07.2014 at 15:06

              Дмитрий, спасибо за подробный ответ!

    3. Sanetka
      31.01.2014 at 13:39

      А если во второй фазе ты вытянул карту и на столе есть совпадения ты обязан взять обе карты или же можешь не брать, а просто положить эту карту на стол?

      • 31.01.2014 at 23:57

        Брать совпадения игрок обязан, да и нет никакой выгоды не брать их.

        • Sanetka
          07.02.2014 at 22:34

          Ясно, спасибо.

    4. 21.04.2013 at 09:43

      Заранее извиняюсь, привожу для информации, если сочтете за рекламу — можете удалить :3

      К слову, в онлайне-и-на-русском можно поиграть в игру на koi-koi.net , с довольно гибкой системой правил. Правда искать случайного соперника довольно бесперспективно, но есть смысл приходить с товарищем, тоже желающим поиграть.

      • 19.01.2014 at 18:12

        Вроде это ребята из Питера сервер сделали. Пробовал там играть — не очень удобно, но привыкнуть можно. Вроде там даже турниры проводят, но, увы, без призов.

        • Ленивая морда
          05.04.2014 at 09:41

          Это делал один челвоек из Мухосранска на севере России. Уже года полтора как забил на разработку. Турниров было аж два — для того, чтобы убедиться что текущий турнирный движок нникуда не годится. На том всё и стухло. В первую очередь сайт ориентировался на возможность поиграть с различными вариациями правил, кому как удобно, и без обязательного требования играть в реальном времени без перерывов.

          _один человек из Мухосранска_

          • 07.04.2014 at 13:42

            Движок то хороший, дать API желающим — пусть свои сервера клепают с какими захотят правилами?

    5. BacCM
      26.11.2012 at 17:33

      Искал для телефона. Перебрал несколько вариантов и выяснилось, что очень много разных вариаций правил. Непонятно насколько о них знаю японцы, но встречалось следующее:

      ничья — 0 очков, просто смена дилера или 6 очков дилеру

      если объявлен кой-кой, то по завершению сдачи последний получивший яку считается победителем или вариант — нулевая ничья.

      санко часто стоит 6 очков.

      Кстати, такого нигде не встречал, но кажется было бы более справедливым, первым ходом брать карту толь из руки (как опция). Т.е. первый ходишь — выбор больше, но только одна карта...

    6. Bush
      04.07.2012 at 12:45

      japancards.ru у меня в закладках ;) бываю тут регулярно. Желаю удачи!

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.