• Кой-кой

    Правила игры в кой-кой

    Число игроков: 2
    Колода: ханафуда (используются все 48 карт)
    Продолжительность: 3, 6 или 12 раздач
    Цель игры: собрать комбинации быстрее противника и набрать как можно больше очков

    Правила игры в кой-кой для печати (pdf — 4,6 Mb)

    Содержание:

    1. Подготовка к игре
    2. Процесс игры
    3. Цель игры
    4. Удвоения
    5. Комбинации
    6. Видео-лекция по игре в кой-кой

    1. Подготовка к игре

    Перед началом раздачи карты тщательно тасуют и определяют дилера по старшинству месяца случайно вытянутой карты каждым из игроков. Дилер начинает сдавать взакрытую сверху колоды: 4 карты противнику, 4 себе и 4 карты в открытую на стол. Потом еще раз 4 оппоненту, 4 себе и 4 на стол. Колода остается лежать взакрытую сбоку от карт стола. Закрытые карты игроков образуют их стартовые руки.

    2. Процесс игры

    Игроки ходят по очереди. Пропуск хода не допускается. По правилам правом первого хода обладает дилер. В последующих раздачах первым ходит выигравший раздачу, или же игроки ходят первыми по очереди – смотря какие правила были оговорены перед игрой.

    Ход состоит из двух похожих фаз:

    • В первой фазе игрок находит у себя в руке карту, масть которой совпадает с мастью одной из карт стола, и кроет последнюю своей картой. Если на столе нет совпадений (или не осталось ни одной карты стола) игрок обязан сделать ход, но в этом случае он кладет любую свою карту в открытую, после чего она становится картой стола и может быть взята любым игроком в дальнейшем. Если на столе лежит две карты одинаковой масти, игрок вправе выбрать, какую из них он будет брать. В случае, когда на столе с раздачи три карты одной масти и игрок выкладывает четвертую, он забирает себе всю масть целиком. Обратите внимание: игрок не обязан выкладывать совпадающие карты, даже если он имеет таковые.
    • Вторая фаза хода идентична первой. Отличие в том, что игрок не выбирает карту из руки, а открывает верхнюю карту с колоды.

    В конце хода игрок забирает все совпадения себе и кладет их в открытую — это открытая часть руки игрока. Эти карты более не используются в текущей раздаче.

    3. Цель игры

    Цель игры – собрать в открытой части руки одну или несколько комбинаций с максимальной суммарной стоимостью. Карты в закрытой части руки при этом не учитываются.

    Игрок, который собрал комбинацию, вправе решить: закончить ему раздачу, объявив победу (агари), или продолжить раздачу, сказав: «Кой-кой!» В первом случае игрок получает очки за свою комбинацию. Во втором случае раздача продолжается обычным образом, однако теперь игрок, сказавший «Кой-кой!», не вправе остановить раздачу до тех пор, пока он не соберет новую комбинацию, не улучшит имеющуюся или пока его противник не объявит победу. Если карты на руках у обоих игроков закончатся до того, как один из них объявит победу, раздача будет считаться завершенной вничью и никто не получит очков, вне зависимости от комбинаций на руках.

    В конце игры суммируются очки, набранные каждым из игроков во всех раздачах — побеждает тот, кто имеет большее количество очков.

    4. Удвоения

    В кой-кое существует ряд ситуаций, когда очки, набранные в текущей раздаче, удваиваются:

    • игрок получил 7 или более очков,
    • игрок выиграл после объявления кой-коя,
    • игрок выиграл после объявления кой-коя противником.

    Обычно играют без удвоений или только с удвоением за 7+ очков. Если же договорились играть со всеми удвоениями, следует помнить, что два удвоения у одного игрока эквивалентны увеличению количества очков за собранные комбинации в 4 раза, три удвоения — в 8 раз, и т.д.

    5. Комбинации

    Стоимость комбинаций определяется сложностью и риском их сбора. Комбинации основаны на изображенных на картах лентах, животных и т.д. Стоимости комбинаций иногда могут незначительно меняться, в особенности, если используются удвоения. Ниже приведена полная таблица комбинаций в кой-кое, которая чаще всего используется для игры с единственным удвоением за 7 и более очков.

    +1 в стоимости означает, что получение каждой новой карты к комбинации обновляет ее и увеличивает стоимость собранной комбинации на одно очко.

    Комбинация Стоимость Условия и особенности
    Пример
    тенхо (победа на сданной руке) 6 очков
    Сданная рука содержит 4 карты одной масти или 4 пары. Объявляется на первом ходу. Раздача при этом заканчивается. Не будет засчитано, если не было объявлено.
    двойное тенхо (победа на сданной руке) 14 очков Сданная рука содержит две полных масти. Объявляется на первом ходу. Раздача при этом заканчивается. Не будет засчитано, если не было объявлено.
    касу (все простые) 1 очко (+1 за каждую следующую простую) 10 простых карт без лент, животных и пр. Карта «саке» может засчитываться как простая или увеличивать стоимость уже собранного касу, несмотря на участие в образовании других комбинаций.
    танэ (животные) 1 очко (+1 за каждое следующее животное) 5 любых карт с животными. Карта «саке» является картой животного. Комбинация сочетается с ино-шико-чоу.
    танзаку (ленты) 1 очко (+1 за каждую следующую ленту) 5 любых карт с лентами. Сочетается с аотаном и акатаном.
    ино-шико-чоу (кабан-олень-бабочка) 5 очков (+1 за карту любого животного — по уговору) 3 уникальные карты с изображением кабана, оленя и бабочек. Сочетается с танэ.
    акатан (поэтические ленты) 5 очков (+1 за любую карту с лентой — по уговору) 3 уникальные карты с изображениями красных лент с надписями. Сочетается с танзаку и аотаном.
    аотан (синие ленты) 5 очков (+1 за любую карту с лентой — по уговору) 3 уникальные карты с изображениями синих лент. Сочетается с танзаку и акатаном.
    тсукими (саке под луной) 5 очков 2 уникальные карты: «саке» и «луна». Сочетается с ханами.
    ханами (саке под сакурой) 5 очков  2 уникальные карты: «саке» и «сакура». Сочетается с тсукими.
    санко (три ярких) 5 очков 3 из 4 ярких карт.
    аме шико (санко и «человек под дождем») 7 очков 3 из 4 ярких карт и карта «человек под дождем». Не сочетается с санко.
    шико (четыре ярких) 8 очков Все 4 яркие карты. Не сочетается с санко или аме шико.
    гоку (все благородные карты) 10 очков Все 4 яркие карты и карта «человек под дождем». Не сочетается с санко, аме шико и шико.

    Примечание: комбинации «тсукими» и «ханами» являются договорными, их наличие оговаривают в начале игры. Также с этими комбинациями связан ряд других дополнительных договорных правил:

    • Очки за тсукими и ханами «сгорают», если игрок получает в открытую часть руки карту человека под дождем.
    • Тсукими и ханами стоят по 3 очка вместо 5.
    • Тсукими и ханами не сочетается с гоку, шико, аме шико и с санко.

    6. Группы карт

    Для успешной игры в кой-кой будет полезно запомнить количество и расположение лент, животных и благородных карт в мастях колоды:

    Благородные:

    Животные:

    Ленты:

    Все прочие карты считаются простыми. Единственное исключение — карта «саке»:  хоть по умолчанию она и является картой животного, она также одновременно засчитывается и как простая.

    7. Видео-лекция по игре в кой-кой