Кой-кой
Правила игры в кой-кой
Число игроков: 2
Колода: ханафуда (используются все 48 карт)
Продолжительность: 3, 6 или 12 раздач
Цель игры: собрать комбинации быстрее противника и набрать как можно больше очков
Правила игры в кой-кой для печати (pdf — 4,6 Mb)
Содержание:
Перед началом раздачи карты тщательно тасуют и определяют дилера по старшинству месяца случайно вытянутой карты каждым из игроков. Дилер начинает сдавать взакрытую сверху колоды: 4 карты противнику, 4 себе и 4 карты в открытую на стол. Потом еще раз 4 оппоненту, 4 себе и 4 на стол. Колода остается лежать взакрытую сбоку от карт стола. Закрытые карты игроков образуют их стартовые руки.
Игроки ходят по очереди. Пропуск хода не допускается. По правилам правом первого хода обладает дилер. В последующих раздачах первым ходит выигравший раздачу, или же игроки ходят первыми по очереди – смотря какие правила были оговорены перед игрой.
Ход состоит из двух похожих фаз:
- В первой фазе игрок находит у себя в руке карту, масть которой совпадает с мастью одной из карт стола, и кроет последнюю своей картой. Если на столе нет совпадений (или не осталось ни одной карты стола) игрок обязан сделать ход, но в этом случае он кладет любую свою карту в открытую, после чего она становится картой стола и может быть взята любым игроком в дальнейшем. Если на столе лежит две карты одинаковой масти, игрок вправе выбрать, какую из них он будет брать. В случае, когда на столе с раздачи три карты одной масти и игрок выкладывает четвертую, он забирает себе всю масть целиком. Обратите внимание: игрок не обязан выкладывать совпадающие карты, даже если он имеет таковые.
- Вторая фаза хода идентична первой. Отличие в том, что игрок не выбирает карту из руки, а открывает верхнюю карту с колоды.
В конце хода игрок забирает все совпадения себе и кладет их в открытую — это открытая часть руки игрока. Эти карты более не используются в текущей раздаче.
Цель игры – собрать в открытой части руки одну или несколько комбинаций с максимальной суммарной стоимостью. Карты в закрытой части руки при этом не учитываются.
Игрок, который собрал комбинацию, вправе решить: закончить ему раздачу, объявив победу (агари), или продолжить раздачу, сказав: «Кой-кой!» В первом случае игрок получает очки за свою комбинацию. Во втором случае раздача продолжается обычным образом, однако теперь игрок, сказавший «Кой-кой!», не вправе остановить раздачу до тех пор, пока он не соберет новую комбинацию, не улучшит имеющуюся или пока его противник не объявит победу. Если карты на руках у обоих игроков закончатся до того, как один из них объявит победу, раздача будет считаться завершенной вничью и никто не получит очков, вне зависимости от комбинаций на руках.
В конце игры суммируются очки, набранные каждым из игроков во всех раздачах — побеждает тот, кто имеет большее количество очков.
В кой-кое существует ряд ситуаций, когда очки, набранные в текущей раздаче, удваиваются:
- игрок получил 7 или более очков,
- игрок выиграл после объявления кой-коя,
- игрок выиграл после объявления кой-коя противником.
Обычно играют без удвоений или только с удвоением за 7+ очков. Если же договорились играть со всеми удвоениями, следует помнить, что два удвоения у одного игрока эквивалентны увеличению количества очков за собранные комбинации в 4 раза, три удвоения — в 8 раз, и т.д.
Стоимость комбинаций определяется сложностью и риском их сбора. Комбинации основаны на изображенных на картах лентах, животных и т.д. Стоимости комбинаций иногда могут незначительно меняться, в особенности, если используются удвоения. Ниже приведена полная таблица комбинаций в кой-кое, которая чаще всего используется для игры с единственным удвоением за 7 и более очков.
+1 в стоимости означает, что получение каждой новой карты к комбинации обновляет ее и увеличивает стоимость собранной комбинации на одно очко.
Комбинация | Стоимость | Условия и особенности |
Пример |
тенхо (победа на сданной руке) | 6 очков |
Сданная рука содержит 4 карты одной масти или 4 пары. Объявляется на первом ходу. Раздача при этом заканчивается. Не будет засчитано, если не было объявлено. | |
двойное тенхо (победа на сданной руке) | 14 очков | Сданная рука содержит две полных масти. Объявляется на первом ходу. Раздача при этом заканчивается. Не будет засчитано, если не было объявлено. | |
касу (все простые) | 1 очко (+1 за каждую следующую простую) | 10 простых карт без лент, животных и пр. Карта «саке» может засчитываться как простая или увеличивать стоимость уже собранного касу, несмотря на участие в образовании других комбинаций. | |
танэ (животные) | 1 очко (+1 за каждое следующее животное) | 5 любых карт с животными. Карта «саке» является картой животного. Комбинация сочетается с ино-шико-чоу. | |
танзаку (ленты) | 1 очко (+1 за каждую следующую ленту) | 5 любых карт с лентами. Сочетается с аотаном и акатаном. | |
ино-шико-чоу (кабан-олень-бабочка) | 5 очков (+1 за карту любого животного — по уговору) | 3 уникальные карты с изображением кабана, оленя и бабочек. Сочетается с танэ. | |
акатан (поэтические ленты) | 5 очков (+1 за любую карту с лентой — по уговору) | 3 уникальные карты с изображениями красных лент с надписями. Сочетается с танзаку и аотаном. | |
аотан (синие ленты) | 5 очков (+1 за любую карту с лентой — по уговору) | 3 уникальные карты с изображениями синих лент. Сочетается с танзаку и акатаном. | |
тсукими (саке под луной) | 5 очков | 2 уникальные карты: «саке» и «луна». Сочетается с ханами. | |
ханами (саке под сакурой) | 5 очков | 2 уникальные карты: «саке» и «сакура». Сочетается с тсукими. | |
санко (три ярких) | 5 очков | 3 из 4 ярких карт. | |
аме шико (санко и «человек под дождем») | 7 очков | 3 из 4 ярких карт и карта «человек под дождем». Не сочетается с санко. | |
шико (четыре ярких) | 8 очков | Все 4 яркие карты. Не сочетается с санко или аме шико. | |
гоку (все благородные карты) | 10 очков | Все 4 яркие карты и карта «человек под дождем». Не сочетается с санко, аме шико и шико. |
Примечание: комбинации «тсукими» и «ханами» являются договорными, их наличие оговаривают в начале игры. Также с этими комбинациями связан ряд других дополнительных договорных правил:
- Очки за тсукими и ханами «сгорают», если игрок получает в открытую часть руки карту человека под дождем.
- Тсукими и ханами стоят по 3 очка вместо 5.
- Тсукими и ханами не сочетается с гоку, шико, аме шико и с санко.
6. Группы карт
Для успешной игры в кой-кой будет полезно запомнить количество и расположение лент, животных и благородных карт в мастях колоды:
Благородные:
Животные:
Ленты:
Все прочие карты считаются простыми. Единственное исключение — карта «саке»: хоть по умолчанию она и является картой животного, она также одновременно засчитывается и как простая.